Суд Лондона дал старт охоте за деньгами и недвижимостью необъяснимо богатых россиян в Великобритании

Высокий суд Лондона поставил точку в знаковом деле жены госбанкира из Азербайджана Замиры Гаджиевой, чем снял последнее препятствие на пути масштабной охоты за деньгами и недвижимостью понаехавших в Великобританию коррупционеров и преступников, в том числе и из россии.

Британцы недовольны тем, что Лондон стал тихой гаванью для сомнительных капиталов и требуют от властей навести порядок. В 2017 году правоохранительные органы получили новый инструмент для борьбы с легализацией преступных доходов через покупку недвижимости. В соответствии с принятым законом “О криминальных финансах” (Criminal Finances Act) британские власти имеют право направлять таким лицам запросы о неясном происхождении состояния (Unexplained wealth orders, UWO), а отсутствие внятных объяснений по поводу возникновения доходов на сумму более 50 тысяч фунтов стерлингов становится поводом для заморозки активов.

Этот закон позволяет Национальному агентству по борьбе с преступностью (National Crime Agency, NCA) при наличии ордера заморозить все имущество или подозрительные активы иностранцев. Во время действия этого ордера владелец не может ни продать, ни передать кому-то или каким-либо другим способом избавиться от замороженной недвижимости. Если власти не получают от владельца подробного объяснения происхождение средств, потраченных на покупку этого объекта или активов, то имущество подлежит конфискации.

Теперь конфискация недвижимости и других активов иностранцев-коррупционеров пойдет полным ходом – и все благодаря вчерашнему решению Высокого суда Лондона.

Трое судей Высокого суда Лондона 5 февраля отклонили апелляцию Замиры Гаджиевой, супруги бывшего главы Международного банка Азербайджана, осужденного на родине за хищения. Именно ей был выписан дебютный ордер новой кампании еще в 2018 году. Она оспаривала его в суде дважды, но в итоге проиграла апелляцию и не смогла получить разрешение на продолжение тяжбы в последней инстанции – Верховном суде.

Не имея дохода, Гаджиева жила в Лондоне на широкую ногу, что вызвало подозрения Национального агентства по борьбе с преступностью Великобритании (NCA) и сделало ее идеальной мишенью для первого громкого дела новой кампании. Следователи легко уговорили судью выписать ей ордер, требующий объяснить, откуда она взяла деньги на покупку дома в фешенебельном районе Лондона за почти 15 млн фунтов и поместья с гольф-полем в шикарной провинции за 11 млн фунтов.

Она тратила миллионы фунтов в дорогом универмаге Harrods, купила частный самолет. Но к этим тратам у NCA претензий нет, следователей в этом деле интересует только недвижимость.

После вчерашнего решения суда Гаджиева должна в течение семи дней предоставить объяснение своего богатства. Если она не сделает этого, NCA попросит суд конфисковать имущество, а потом продаст его. Вырученные деньги пойдут в казну Великобритании.

Если же Гаджиева покажет законный источник средств, у NCA есть 60 дней на изучение ее счетов, после чего следователи решат, принимать и закрывать дело или отклонять и добиваться конфискации.

Но, как отмечает BBC, при любом исходе дела владельцам “необоснованного богатства”, как его называет новый закон, ничего не будет, поскольку изъятие собственности, купленной на непонятные доходы, не делает их виновными. Это лишь гражданское производство в рамках дознания, а не уголовное преследование, где требуются значительно более веские доказательства.

Однако если власти посчитают, что человек, получивший ордер, в процессе исполнения предписания попытался обвести их вокруг пальца, они могут начать уголовное дело, грозящее штрафом и двумя годами тюрьмы.

Таким образом, прецедент создан, и вскоре представители NCA (National Crime Agency) начнут выписывать ордера о неясном происхождении состояния выходцам из россии и стран бывшего ссср.

“Это новый закон, и мы понимали, что дело дойдет до суда, – заявила один из руководителей NCA Сара Притчард. – Мы довольны сегодняшним решением. Создан прецедент, который поможет нам в последующих тяжбах по поводу ордеров на необъяснимое богатство”.

“Мы получаем информацию отовсюду, от других правоохранительных органов, из-за границы и от представителей неправительственного сектора, таких как “Транспаренси интернейшнл”, и внимательно изучаем ее”, – сообщил ранее BBC директор NCA по экономической и киберпреступности Дональд Тун.

“У нас много дел, и если говорить о ближайших шести-восьми делах, тут объектами нашего внимания выступают люди из бывшего ссср и россии”, – сказал он, не назвав имен.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *